Авторство в искусстве. Плагиат. Копия. Апроприация. Изо-сэмплинг

Понятие авторства в искусстве (живопись, фотография, дизайн). Плагиат или художественное заимствование идеи. Копия и подражание. Апроприация. Изо-сэмплинг.

Многие не понимают сути авторского права и вообще понятия об авторстве в произведениях искусства:
живопись, графика, фотография, дизайнерские разработки и пр.
Довольно часто в современном искусстве нивелируется понятие авторства вообще, как таковое.

Плагиат или художественное заимствование идеи

Многие фотографы, художники и дизайнеры попросту воруют чужие работы и используют их в исходном или обработанном виде, подписываясь как авторы
получившихся произведений, игнорируя ответственность за то, что не указывают, что ими было взято за основу:
1. Какое-либо произведение искусства в случае живописных и графических работ — в результате чего получился плагиат
2. Фотоизображение, которое или использовали при создании фото/работы/коллажа и пр. или просто выставили и сказали: я автор.
3. Дизайнерские разработки, созданные на основе ранее созданных кем-либо дизайнерских работ, что так же по сути является плагиатом, а не
заимствованием.

Есть большая разница между плагиатом и так называемым «художественным заимствованием идеи».
Эта разница проявляется в оригинальности формы, при схожести идеи содержания произведения.

Плагиат — умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки,
литературы или искусства в целом или в частности. По законодательству РФ
влечет уголовную ответственность. Плагиат признается независимо от того,
опубликовано чужое произведение или нет.  Подробнее о понятии «плагиат»

Художественное заимствование — заимствование темы или сюжета художественного произведения,
либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения.

Т.е. — прямое заимствование идей без их развития, копирование чужих наработок — это плагиат.

Художественное заимствование можно легко проследить в дизайне интерьера, к примеру.
При создании интерьера в готическом стиле, дизайнер обращается к искусству эпохи Средневековья (также названной эпохой Готики).
Он заимствует характерные для готики формы в виде элементов декора: каркасная система, «стрельчатые» арки, окна -«розы» и пр.
При этом он самостоятельно разрабатывает эскизы для будущего интерьера, используя и перерабатывая материалы по истории искусства того времни,
придумывает новые, ранее не использованные творческие идеи и создает нечто новое, свое.
Не похожее ни на что и в то же время в стиле искусства Готики.
И это не является плагиатом, это называется художественное заимствование идеи.
В данном случае получается, что дизайнер становится автором дизайна интрерьера в готическом стиле и имеет полное право на авторство.

Если же другой дизайнер, увидев эту работу первого дизайнера, создает такой же интерьер с небольшими изменениями, но в целом то же самое, это уже называется плагиат.
Как видите все просто.

Реминисценция или Плагиат?

Реминисценция — элемент художественной системы, отсылающий к ранее прочитанному, услышанному или виденному произведению искусства. Реминисценция не является плагиатом.

Пример реминисценции:
1. «Катя в голубом у ёлки» Зинаиды Серебряковой
2. Моя постучебная работа по мотивам этой картины

kl
.
.
Пример плагиата в живописи:

Леонардо да Винчи (1452-1519)
Мона Лиза (1479) также известная как Джоконда (1503-1506 г),
Деревянная панель — H 0.77 м.; W 0.53 м. Лувр. Париж

mona_liza_original
Самый спорный вариант «Моны Лизы» находиться в Вернонской коллекции в США.
Владельцы картины считают её подлинной и оценивают в два с половиной миллиона долларов.
mona_k01

Пример плагиата в web-дизайне:
Взято из Галереи Клонирования на сайте студии Артемия Лебедева.

Оригинал
Сайт Samsung. Дизайн: студия Артемия Лебедева

lebedev1

Клон
На сайте компании «Экоклимат» скопировано все, вплоть до баннеров.

1-1

Понятие авторства в искусстве

Начну с понятия самого авторства.
Авторство — (от латинского autor — виновник, учредитель, основатель в искусстве, податель мнения) понятие,
выражающее специфическое отношение к произведениям как лично «сотворенному» его создателем (автором) и ему
«принадлежавшему». Отношение это, стало в современном мире нормой и приобрело наряду с эстетическими также
моральные и юридические аспекты (так называемое авторское право).
Всемирная энциклопедия искусства >> толковый словарь

Пример авторской дизайнерской разработки:

dscf5537

Диплом. 2004-2005 г.

Вначале собиралась информацию по теме диплома. Далее проводился подробный анализ аналогичной рекламно-полиграфической продукции других медицинских фирм.
Разрабатывалась концепция дизайна. После этого я приступила к практической работе.
Т.к. концепцией было предусмотрено использование в разработке дизайна оригинал-макетов большое количество иллюстративного материала,
то было принято решение об использовании тематических иллюстраций. Естественно, не из клипарта, а своих рисунков.

За основу для иллюстраций было взято 4 древних цивилизации, которые внесли большой вклад в развитие медицины, в частности: стоматологии (это основное направление деятельности фирмы)
Все рисунки и иллюстрации, использованные в дипломе — авторские разработки, отрисованные вручную, затем те, которые нуждались в обработке — обработанные на компьютере.
Знак и стиль так же разработан автором диплома (т.е. мной) несколькими годами ранее (при разработке всего фирменного стиля для этой же компании).

Изображения из подборки материалов, собранных при разработке концепции, были использованные в качестве наглядного пособия для создания авторских иллюстраций,
примененных в дизайне оригинал-макетов.

Некоторые из них:

untitled-1

Пример авторской фотографии:

Авторская фотография, сделана мной в Адлере 19 июля 2004 г. фотоаппаратом Fujifilm FinePix S7000

Если фотограф снял пейзаж, портрет, натюрморт (им же установленный) на фотокамеру он является автором данного снимка.
Если же он взял часть своей фотографии, поместил ее на фотографию, скажем, взятую из клипарта (которые нынче общедоступны), автором снимка он уже не является.
Он может называть себя автором коллажа, с указанием того, что он воспользовался своей фотографией, а так же взял готовое изображение из клипарта (неважно,
обработал он его в фотошопе или нет) и создал колаж. Речи об авторстве получившейся в результате этих манипуляций фотографии естественно уже не идет.
Автор коллажа, на основе чъего-либо фотоизображенияда,  автор получившейся фотографии — уже нет.

Пример коллажа на основе фотографии, взятой из клипарта:

Фотоколлаж, сделанный одним из участников сообщества «Сам Себе Фотограф»

041

Оригинал фона — фотография из общедоступного клипарта — авторское право: © Ecoscene / Corbic

wo_scn06

В данном случае речи об авторстве фотографии естественно идти не может. Несмотря на то, что фотография девочки сделана лично им.
Человек, создавая такую работу, может сказать, что он автор данного фотоколлажа, указав при этом, что в коллаже использована фотография девочки, снятая им,
а в качестве фона он воспользовался готовым изображением из фотобанка (такое пояснение к фотографиям и другим работам является стандартом в Европе,
США и пр. странах, но, к великому сожалению, до сих пор не привилось в нашей стране).
Только у нас в России человек может заявить в открытую, что эта работа — его личное авторское произведние.

Копия и подражание

Копия — сделанное от руки художественное произведение, повторяющее другое произведение с целью воспроизвести его как можно точнее.
Полноценная копия должна соответствовать оригиналу размером, техническими средствами и качеством исполнения. (справочник художественных терминов)

Если вы скопировали какое-либо произведение, как это обозначить это и спокойно разместить эту работу у себя в портфолио, не нарушив авторских прав?

Все мы знаем, что многие копируют чьи-то работы. В учебном порядке, просто так, неважно для чего. Важно правильно подать эту саму копию, если вы хотите разместить ее,
скажем, в своем портфолио или выложить в интернет на свою страничку. Копирование не является нарушением, если вы укажете с какого произведения
сделана данная копия и вообще укажете что это именно копия, а не ваша авторская работа. Делается это очень просто.

Пример копии с картины

Боровиковский В.Л. Портрет М.И.Лопухиной.

v-l-portret-m-i-lopuxinoj

Рогов В. А. Портрет Лопухиной М.И.,копия с картины Боровиковского В.А.

vitalij-adolfovich-portret-lopuxinoj-m-i-kopiya-s-kartiny-borovikovskogo-v-a

Пример графической копии с живописной картины

Серов В. А. Портрет княгини Э.Н.Юсуповой. 1902г. Фрагмент.

valentin-aleksandrovich-portret-knyagini-e-n-yusupovoj-1902g

При создании копии с этой работы правильно написать следующее:

Ольков И. Б.
Графическая копия с фрагмента картины Серова В. А. Портрет княгини Э.Н.Юсуповой

s-kartiny-valentina-serova-portret-z-n-yusupovoj

И никто не обвинит вас в плагиате или нарушении авторских прав.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу.
Понятие, широко употреблявшееся в истории эстетики для обозначения сущности и назначения искусства как средства воспроизведения действительности.
Идея П. — мимезиса — была всесторонне разработана в античной эстетике. Подробнее

Подражание в живописи можно легко проследить в искусстве Прерафаэлитов (от лат. prae – перед и Рафаэль) – английские художники и писатели,
опиравшиеся в своем творчестве на искусство раннего Возрождения – до Рафаэля.
Подражание художественной традиции итальянского искусства 15 в. обусловило сочетание тщательное передачи натуры со стилизацией и сложной символикой.

Копирование и подражание — не есть одно и тоже понятие.

Отмечая разницу между копированием и живописью «в подражание», художник Фань Цзи в «Рассуждении о живописи из Хижины, что за облаками» (конец XVIII в.) пишет:
«Копировка и подражание — не одно и то же. При копировке — и то копируется и это, внимание сконцентрировано на взятом мастере.
При подражании же воссоздается общий смысл, берется за основу лишь общее, созвучное. Главное место принадлежит здесь самому художнику, взявшемуся за подражание.»
Источник

Апроприация

Апроприация — Присвоение, завладение; приспособление чего-либо.
(Современный словарь иностранных слов.-М., 2001)

Изо-сэмплинг

Новый тип плагиата — изо-сэмплинг^

centaur

Очень интересное явление.  Статья про изо-сэмплинг

Терминология

Автор статьи: Annabelle Danchee
Копирование и перепечатка статьи или ее части без согласия автора запрещена. Авторские права защищены законом. Copyright © Annabelle Danchee 2007

12 комментариев к “Авторство в искусстве. Плагиат. Копия. Апроприация. Изо-сэмплинг”

  1. Анабель, добрый день, спасибо большое за статью, очень познавательный материал, хочу спросить можно ли использовать излодение ващей статьи и примеров в инстаграм, со ссылкой на вас?

    Ответить
    • Добрый день, Светлана. Прошу прощения за запоздалый ответ, уведомления все в спам попади, не заметила. Да, со ссылкой на мой сайт можно

      Ответить
  2. по фотографиям вопрос архи спорный. если в фотоделе существуют схемы расположения света, схемы расположения модели да и камеры сами по себе не бесконечны по моделям, то совершенно одинаковые фотографии разных фотографов очень даже возможны. особенно если это «на паспорт», тут вообще все плагиатчики ;-). но если я увидел фото цветка необычном ракурсе, я конечно запомню и попробую повторить. и мне пофиг, как фотал «тот» фотомастер, потому что его цветок был у него, а мой — рядом со мной. и сфотал его именно я, и то, как его сделал я, было моим осознанным решением. как то так.

    Ответить
    • Вы невнимательно читали, перечитайте еще раз.
      Я не говорила про схемы цвета. Я говорила про воровство фотографии и присвоении авторства, и про копирование идеи.
      Просто фото цветка — это еще не идея.
      Речь идет о разнице копирования и подражания. Это не одно и то же

      Ответить
  3. М-да бывает. я вот тоже посмотрю в инете идейки и на основании их мастер класс на какую-нибудь заковыристую штучку выдаю. У меня фантазия плохая. Приходится заимствовать

    Ответить
    • Заимствование идеи — это одно, а когда тупо копи-пастом воруют, это уже незаконно. Считаю, должно быть наказуемо по всем статьям.
      Я уверена, что когда-нибудь и в нашей стране будет нормальный закон о защите авторских прав. Очень надеюсь на это, во всяком случае 🙂

      Ответить
  4. Мне бы очень хотелось посмотреть на интерьер в готическом стиле))
    Что касается Моны Лизы — вряд ли это плагиат. Скорее копия, просто история не сохранила имя автора. Возможно даже, именно первые владельцы постарались его забыть) Джоконда была страшно популярна, только в Эрмитаже можно насчитать штук 10 если не копий, то вариаций на тему.
    Авторское право вообще вопрос болезненный для художников (а для фотографов тем более). Трудность еще и в том, что невозможно изобрести что-то принципиально новое. Даже помимо воли художника, в любой работе будет отражаться то, что он когда-то видел. Но сознательно выдавать чужое за свое безусловно недопустимо. Очень полезная статья, на мой взгляд.
    P.S. Девочка в голубом чудная)

    Ответить
    • Спасибо большое 🙂
      Интерьер в готическом стиле по яндексу можно посмотреть , как он выглядит 🙂
      Про Мону Лизу: они именно утверждают, что не копия -а оригинал. Там забавно все — этих копий уже пруд пруди :))
      Авторство в плане воровства работ — основаня проблема. Причем и у художников и у фотографов и у дизайнеров.
      Я уже с этим сталкивалась во всех этих сферах. Мои работы по дизайну пару раз присваивали, фото — 1 раз, по живописи и графике, вроде бы пока не встречала.
      Часто очень берут чужие работы — у меня были случаи, когда в моем сообществе на mail.ru лдна молодая девушка просто взяла работы художницы зарубежной и выставила в блоге, подписав себя, как автора.

      Ответить
      • Не обижайтесь, пожалуйста! Я дизайнер интерьера, и меня всегда забавляли попытки впихнуть средневековье в типовую квартиру, например. Ну какая каркасная система в блочном доме? Готика с низким плоским потолком — это не готика, сколько бы стрельчатых проемов и витражей ни поставили..
        В случае с Моной Лизой именно владельцы утверждают, что это полотно кисти Леонардо, я правильно понимаю? Но никак не автор копии присваивает себе достижение? В таком случае, это не плагиат. Хотя владельцев понять можно

        Ответить
        • Да, нет, я не обижаюсь. что вы 🙂
          Я , кстати. тоже дизайнер — правда график.
          Конечно готика в типовой квартире далека от настоящей, но вы же понимаете, что если клиент хочет…:)))
          В графическом дизайне все точно так же. Когда к примеру, фирменный стиль хотят такой, который ну ни вкакие ворота не лезет, а заказчик хоочет. И не всегда удается отговорить 🙂
          Насчет Моны Лизы, я не могу сказать сейчас точно, но насколько мне известно — да, владельцы утверждали, что это полотно кисти Леонардо. А так, копий ее довольно много.

          Ответить

Оставьте комментарий